Портреты Тюлькина А.Э.

Портрет Тюлькина А.Э. работы Кудрявцева. Портрет находится в общественном достоянии.

 

Кудрявцев Алексей Михайлович (1925-2000) - русский художник и педагог. в 1950 году окончил Уфимское театрально-художественное училище (педагог Тюлькин А.Э.). В 1956 году окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (педагоги Ю. Непринцев и В. Мешков).  

С 1956 года - участник всесоюзных и зарубежных выставок. С 1960 года - педагог Уфимского училища искусств.

Кудрявцев А.М. создал монументальные росписи на Павловской ГЭС, послужившие началом становления монументального искусства в Башкирии. Его монументальные росписи украшают ГРЭС в Кумертау. Дарить лю­дям радость - было девизом художника Кудрявцева.

А. Кудрявцев. Здравствуйе, Алексанрд Эрастович.
А. Кудрявцев. Здравствуйе, Алексанрд Эрастович.

Излюбленной темой для его картин были пейзаж и натюрморт. Нежно любя и тонко чувствуя природу, в своих работах над пейзажем или натюрмортом он находил такую палитру красок, теней и света, что на полотнах буквально оживали деревья, луговые и полевые цветы - будто источая нежный аромат и свежесть. Природа на его полотнах живет, дышит, радует. Алексей Михайлович считал, что любовь эту привил ему его старший товарищ и наставник Александр Эрастович Тюлькин, школу которого вместе с ним прошли многие башкирские художники. Будучи большими друзья­ми, Тюлькин и Алексей Михайлович часто выезжали на природу, на этюды и к демским просторам - на рыбалку, где наслаждались ароматом леса и речной све­жестью. Кудрявцев любил вспоминать, как Александр Эрастович частенько восклицал: «Тысяча чертей, какая благодать!»

Картина "Здравствуйте Александр Эрастович" написана в 1982 году к  60-летию Уфимского Училища искусств. Представлена  в Уфе на республиканской выставке "Выпускники и педагоги УУИ" .

Р. Шарифуллин Портрет А.Э. Тюлькина
Р. Шарифуллин Портрет А.Э. Тюлькина

Риф Асхатович Шарифуллин (1951 - 2011) - уфимский художник.

Родился 26.02.1951 года в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области РСФСР. Живет и работает в г. Уфе. Специальное образование: художественное отделение (ныне - ФИИ) УГИИ (1978). Член СХ СССР (РФ) с 1991 года. С 1974 года - участник республиканских, зональных, региональных, межрегиональной, всероссийской, всесоюзной и зарубежной выставок.

Местонахождение произведений в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), УХГ, Музей МВД РБ (Уфа), КГ «Янгантау» (Салаватский р-н РБ, курорт Янгантау).

На рисунке Михаила КОПЬЕВА: Александр Эрастович Тюлькин, 1973 год

Портрет Тюлькина (1978г) работы художника Ахмата Лутфуллина, автор картины  "Три женщины". 

 Константин Головченко Портрет А.Э.Тюлькина 1948

Экслибрис Г. Голубева
Экслибрис Г. Голубева

Глеб Голубев (1959 г.р.) - директор Детской художественной школы №2 им.Тюлькина в Уфе.

... В Малом выставочном зале Союза художников РБ открылась черно-белая экспозиция — «Воспроизведения» Глеба Голубева. Известный башкирский график, член Союза художников России на днях представил свою персональную выставку. Глеб Голубев работает не только в графике, он занимается книжной иллюстрацией, пишет акварелью. Но для юбилейной выставки отобрал только печатную графику.
— Индивидуальных секретов в работе нет — использую обычную технику высокой печати. Разве что помимо традиционных линолеума и фанеры применяю и современные материалы: пластик и оргстекло. Они дают возможность варьировать фактуру, регулировать толщину и четкость штриха, — говорит Глеб Голубев. — Графика настолько разнообразна, что позволяет сделать практически все что угодно — цветную гравюру, офорт, ксилографию.
По словам художника, выбор техники исполнения зависит от сюжета, и в творчестве Глеба Голубева широко представлены как натуралистические городские пейзажи, так и более формальные вещи.
— Обычно как пейзажи рождаются? Побывали мы, например, в Елабуге на выставке-семинаре, посвященной лубку. Пошел на экскурсию в Дом-музей Марины Цветаевой, и из окна увидел храм. Позже узнал, что здесь прошло отпевание поэтессы, уже много лет спустя после её смерти. Из той поездки я привез несколько зарисовок, которые впоследствии послужили основой для работы «Елабуга. Покровская церковь». Эта гравюра вошла в серию «Храмы», которую я делаю уже много лет. В ней также много работ, посвященных уфимским церквям и мечетям.
К городским пейзажам также относятся гравюры Глеба Голубева, связанные с Санкт-Петербургом, и работы 2009 года — «Париж. Мост искусств» и «Париж. Новый мост».
— Есть темы и сюжеты, которые невозможно исполнить в реалистической манере. Например, работу «Встретимся» я посвятил отцу, которого со мной сегодня рядом нет. Нужно было найти выход эмоциям, поэтому возник такой образ: отражение черного солнца на воде, удаляющиеся друг от друга лодки — и в этом надежда на то, что в будущем наши души встретятся. Конечно, такие вещи в реалистической манере не покажешь, а вот формальный подход позволяет сделать работу более эмоциональной. Чтобы придать работе большую выразительность, некоторые художники обращаются к цветной печатной графике. Я же в основном выбираю черно-белое решение, потому что сочетание этих цветов считаю наиболее информативным.
В аскетической гамме Глеб Голубев интерпретирует мифологические и библейские сюжеты, к которым обращается в таких работах, как «Кентавр созидающий», «Кентавр обороняющийся», «Кентавр летящий», а также «Каин» и «Два ангела».
Интересны работы художника в графике малых форм — экслибрисе. Книжный знак, ярлык, наклеиваемый на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки, указывающий владельца книги, со временем был возведен в особый вид графики. Экслибрисы Глеба Голубева не раз экспонировались на престижных международных и российских выставках.
— Сегодня в мире существуют довольно много проектов, которые требуют от художника выполнения экслибриса. Обычно задается определенная тема: это может быть музыка, как на «Второй международной триеннале экслибриса» в Греции, или печатное дело, как на «Арт График Коломбо» в Италии. На вторую выставку я представил экслибрис, посвященный Петру I, который многое сделал для развития книгопечатания в России. В этом году в нашей республике прошла выставка экслибриса, где также экспонировались мои работы. Я посвятил их памяти Мустая Карима и Александра Тюлькина. Кроме того, создаю экслибрисы для своих друзей-художников: Ольги Самосюк, Раиса Гаитова, Зои Лебедевой и других, которые по случаю дарю им.
Графика — не единственный жанр изобразительного искусства, в котором работает Глеб Голубев. 15 лет художник сотрудничает с различными башкирскими издательствами, где занимается оформлением книг. С иллюстрациями Глеба Голубева вышли в свет «Башкирские народные предания и легенды», «Башкирский фольклор» Салавата Галина, «Фронт в тылу врага» Даяна Мурзина, «Скитники» Камиля Зиганшина. Но больше всего художник любит оформлять детские книги.
— В изданиях для взрослых сделаешь титульный лист, переплет, обложку, пару заставок — если это поэтический сборник или исторический роман. Для детских же книг нужны богатые иллюстрации, поэтому работать с ними интереснее, — объясняет художник. — И хотя времени не хватает, от таких заказов никогда не отказываюсь.
Первой детской книгой, которую проиллюстрировал Глеб Голубев, были «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. Несколько десятков рисунков, выполненных гуашью и акварелью, он принес редактору. Тому так понравились рисунки Глеба Голубева, что заказ на оформление следующей книги не заставил себя ждать. Иллюстрации художника украсили книги стихов Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто.
— Один из последних заказов — оформление сказок Пушкина, над которым я работал с превеликим удовольствием. Для начала освежил память — вспомнил все тексты. Если в 50 лет перечитать Пушкина, то откроешь в его произведениях много нового для себя, ведь какие-то вещи раньше просто не замечал и даже не понимал. Я думаю, каждому взрослому человеку не помешает перечитать сказки Пушкина. Прочитал — составил для себя общую картину, определил, на какие сюжеты буду создавать иллюстрацию, маленький это будет рисунок или большой, а может быть, займет и целый разворот.
Классиков детской литературы иллюстрировали многие художники, но Глебу Голубеву удается найти свое оригинальное решение.
— Я преклоняюсь перед творчеством известных книжных графиков Геннадия Калиновского, Юрия Васнецова. «Алиса в Стране Чудес» в оформлении Калиновского — замечательная книга. Но за последние 5–10 лет я ничего привлекательного в сфере иллюстрации детских книг не видел. Современные художники уходят в какую-то красивость, слащавость. Некоторые сводят свою работу к минимуму: к примеру, рисуют мордочку кошечки, а потом подставляют её во все рисунки на следующих страницах. Иногда издательства делают очень красивую обложку для книги и неважные рисунки внутри. Это неприемлемо. Иллюстрации для детских книг должны быть точные, привлекательные, с юмором.
С подрастающим поколением у Глеба Голубева отношения особые. Уже много лет он преподает живопись, рисунок и композицию в художественной школе N 2. В 2000 году Глеб Голубев стал её директором.
— В свое время я сам закончил эту школу. Моим педагогом был Зуфар Гаянович Гаянов. Я мечтал быть архитектором, и когда, отслужив в армии, вернулся, именно он посоветовал мне избрать стезю педагога. Академии искусств тогда ещё не было, и я поступил учиться на художественно-графический факультет Башкирского пединститута. Мне повезло: педагоги сильные работали, интересные студенты собирались. После института пригласили работать в художественную школу. Мы пришли — молодые, инициативные, ставили спектакли, выезжали с детьми на пленэр — объездили всю республику. Девять лет назад педагогический коллектив школы доверил мне руководство. Для художника такая должность очень проблематична, приходится находить время на все.
Поступить в художественную школу непросто. Желающие учиться здесь проходят отбор, сдают вступительные экзамены, На сегодняшний день в художественной школе N 2 обучаются 650 человек — это самая большая школа дополнительного образования в республике. Преподавателей же всего 25, плюс несколько педагогов, которые работают по совместительству.
— Уже десять лет школа проводит конкурс имени Александра Тюлькина. Раньше он проходил раз в год, сейчас раз в два года, — рассказывает Глеб Голубев. — С некоторых пор конкурс стал открытым, и работы к нам приходят со всей России. В состав жюри входят известные башкирские художники, которые оценивают работы. Мы сейчас ушли от присуждения первого, второго и третьего мест, а выбираем лучшую работу в номинации. По итогам конкурса выпускаем каталог, где присутствуют работы всех, кто прошел отборочный этап, а также организуем выставки. Они проходят не только в Уфе. За последние четыре года эти экспозиции побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Стамбуле и Париже, где удостоились высоких отзывов. Три года назад мы приняли участие в одном интересном республиканском проекте — рисунки наших воспитанников послужили иллюстрациями для «Конституции Башкортостана», которую издали для детей. Сегодня много талантливых, сообразительных ребят, с которыми интересно работать. Они учатся у нас, мы учимся у них. Конечно, не все 650 учеников в будущем станут известными художниками, но практика показывает, что много наших выпускников работают дизайнерами и преподавателями изобразительного искусства, стали искусствоведами. И если вдруг в нашей школе родится Микеланджело, то совсем будет здорово.

Олеся Серегина 08.12. 2009 

Контакт

Художники Башкортостана

Адрес: г. Салават